Антихрупкость Нассима Талеба

Наконец дочитал на днях книжку «Антихрупкость — как извлечь выгоду из хаоса». Это вторая на моем пути после Акунинской Аристономии книга, впечатлившая своей фундаментальностью и простыми ответами на сложные вопросы. Антихрупкость конечно сложнее чем литературно-повествовательный кодекс чести Акунина, чувствуется  ступенчатость много лет нарастающей как известняковые терассы научной теории и порой приходится продираться, но она стоит того и даже того, чтобы быть перечитанной в дальнейшем. Харизма автора очень сильно акцентирована в хулиганско-бунтарском стиле изложения, не признающем авторитетов и, вместе с серьезным количеством не всегда однозначных примеров, цитат и ярких суждений, создает ощущение прочтения религиозно-философского манифеста .

Вообщем это вполне себе остров, на который можно выкарабкаться в своем течении по широкой реке жизни — кому чтобы поселится, кому отдохнуть перед следующим заплывом.

Ниже несколько сгруппированных цитат/пересказов из тех мест в книге, что показались наиболее интересными.

БОГАТСТВО

Умный человек постоянно работает со своими эмоциями, чтобы исключить боль от ущерба. Достичь этого можно, уничтожая в воображении собственное имущество, чтобы потом тебя не расстроили никакие потери

Богатство – это раб мудреца и господин дурака

Возрождение алчности и «пробуждение» финансовых жуликов — с изумительной регулярностью мы заблуждаемся в том, что жадность нова и излечима. Мы не в состоянии изменить человеческую природу с той же легкостью, с какой можем создать защищенную от жадности экономическую систему, однако никто не думает о простых решениях.

Чтобы современное общество развивалось, оно должно относиться к прогоревшим бизнесменам так же, как мы относимся к павшим солдатам, – может быть, не с таким пиететом, но по сходному принципу

ОБРАЗОВАНИЕ и РАЗВИТИЕ

Образование – как формирование характера и личности и приобретение истинного знания – обожает беспорядок; образование, которое навешивает ярлыки, и люди, не знающие ничего, кроме ярлыков, беспорядок ненавидят.

Прокрастинация – послание от нашей естественной силы воли, получаемое с помощью низкой мотивации, а значит, решить проблему можно, изменив среду (или сменив профессию) так, чтобы вам не пришлось воевать с собственными побуждениями.

Иррационален не тот, кто медлит; иррациональна среда, в которой он живет.
мудрость в принятии решений неизмеримо важнее – не с чисто практической, но с философской точки зрения, – чем знание.

Можно утверждать, что знание – или то, что мы именуем «знанием», – подавляет исследования в сложных областях.

У психолога Герда Гигеренцера есть простое эвристическое правило. Никогда не спрашивайте врача, что вам нужно делать. Спросите его, что он сделал бы на вашем месте. Вы удивитесь разнице между ответами.

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

«Меньше – да лучше», или via negativa — это часть античного наследия. Для арабского мыслителя и религиозного лидера Али ибн Абу-Талеба держаться на расстоянии от невежи – все равно что дружить с мудрецом. Модернизированная версия этого высказывания принадлежит Стиву Джобсу: «Люди думают, что фокусироваться – значит говорить “да” тому, на чем вы фокусируетесь. Ничего подобного. Это значит говорить “нет” сотне других хороших идей, которые вас посетили. Вы должны отбирать идеи тщательно. Сам я горжусь тем, чего мы не сделали, так же сильно, как тем, что я сделал. Инновация – это когда ты говоришь “нет” тысяче вещей».

Поль Валери: que de choses il faut ignorer pour agir — «сколь многим нужно пренебречь, чтобы действовать»!

Эйнштейна спросили: правда ли, что тот носит при себе записную книжку, чтобы записывать в нее идеи? «У меня не бывает идей», – ответил Эйнштейн

АНТИХРУПКОСТЬ ПРОШЛОГО

Прошлое – если смотреть на него правильно, о чем мы сейчас поговорим, – куда больше расскажет вам о свойствах будущего, чем настоящее. Чтобы понять будущее, не нужен техноаутистский жаргон, «передовые примочки» и прочее в этом духе. Необходимо уважать прошлое, интересоваться историческими записями, алкать мудрости предков и понимать, что такое «эвристика», неписаные практические правила, благодаря которым мы выживаем. Другими словами, нужно признать важность того, что нас уже окружает, – того, что выжило.

САМООТРЕЧЕНИЕ

Беда, мы перестали уважать – и наделять властью – тех, кто рискует собой ради других. И ведет за собой.

 Кого заинтересовало — ссылка на книгу в Литрес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *